ПЕДАГОГАМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

Основные угрозы информационной безопасности

Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

  • Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
  • Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
  • Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
  • Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
  • Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
  • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
  • отказы и сбои аппаратуры;
  • ошибки в программном обеспечении;
  • ошибки в работе персонала;
  • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

  • недовольством служащего своей карьерой;
  • взяткой;
  • любопытством;
  • конкурентной борьбой;
  • стремлением самоутвердиться любой ценой.

Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

  • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
  • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
  • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
  • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

Обеспечение информационной безопасности

Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

  • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
  • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
  • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
  • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

 

Загляните в Информационный раздел сети образовательных учреждений Ярославской области, посвященный безопасной работе в сети Интернет:  https://www.edu.yar.ru/safety/index.html

- дистанционный урок "Безопасный Интернет":   https://www.edu.yar.ru/safety/dist_uroki/index.html
- возможности сайта "Азбука цифрового мира":    https://www.edu.yar.ru/azbuka/

Для классных часов и тематических занятий в младших классах                                                                                       
Тематическое занятие "Социальные сети" в 1-4 классах. Лаборатория Касперского

  • Рекомендации по проведению занятия "Основы безопасного общения в социальных сетях"
  • Материалы для учителя "Введение в основы безопасного общения в социальных сетях для учащихся младших классов"
  • Презентация для занятия
  • Рабочий лист для ученика

Тематическое занятие "Информационная безопасность" в 1-4 классах. Лаборатория Касперского.

  • "Что такое интернет?" – презентация к занятию
  • "Основы интернет-гигиены" – рекомендации по проведению занятия
  • Рабочий лист для ученика
  • Материал для учителя "Введение в основы цифровой грамотности и гигиены для учащихся младших классов"
Материалы к уроку "Безопасный Интернет" в начальных классах. Лига безопасного Интернета.
Анимированная презентация. Примерный конспект урока.
Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах.

Урок в формате презентации для детей 9-11 лет по вопросам защиты персональных данных
Для организации  профилактической работы среди детей и молодежи, связанной с формированием ответственного отношениянесовершеннолетних к персональным данным, Центральным аппаратом Роскомнадзора подготовлены презентации со звуком и встроенной анимацией,   которые могут быть использованы для информирования родителей через Электронные дневники, размещения на сайтах,  в рамках классных часов, иных обучающих мероприятий со школьниками.

Тест "Что ты знаешь о персональных данных" (8 вопросов)
Портал Персональныеданные.дети

Видеоролик о защите детских персональных данных (длительность 1:27)
Портал Персональныеданные.дети

Полезный и безопасный интернет 
Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста. Методическое руководство.
Методическое руководство разработано на основе результатов исследований по проблемам безопасности российских детей и подростков в интернете, осуществленных сотрудниками ФИРО, факультета психологии  МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет в 2009–2011 гг.

https://www.rubiring.ru/arkadiy-parovozov-somnitelnyie-saytyi/
Мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты"

https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/
Анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета.

Для классных часов и тематических занятий в среднем звене                                                                                              

Тематическое занятие "Социальные сети" 
Рекомендации по проведению занятия "Основы безопасного общения в социальных сетях"

  • Материалы для учителя "Безопасное использование соцсетей и общение за их пределами для учащихся средних классов"
  • Презентация для занятия
  • Рабочий лист для ученика

Материалы к уроку "Безопасный Интернет" в средних классах. Лига безопасного Интернета.

  • Презентации. 
  • Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах.
  • Программа для тестирования знаний по интернет-безопасности (исполняемый файл в архиве). Файл не требует установки, для использования требуется компьютер под управлением Windows  с установленным Microsoft Framework 4.0

Урок-презентация для детей 12-14 лет по вопросам защиты персональных данных
Для организации  профилактической работы среди детей и молодежи, связанной с формированием ответственного отношениянесовершеннолетних к персональным данным, Центральным аппаратом Роскомнадзора подготовлены презентации со звуком и встроенной анимацией,   которые могут быть использованы для информирования родителей через Электронные дневники, размещения на сайтах,  в рамках классных часов, иных обучающих мероприятий со школьниками.

Тест "Что ты знаешь о персональных данных" (8 вопросов)
Портал Персональныеданные.дети

Видеоролик о защите детских персональных данных (длительность 1:27)
Портал Персональныеданные.дети

Онлайн-игра "Выбери меня" (персональные данные)
Портал Персональныеданные.дети

http://i-deti.org/comic/ Комиксы «Приключение Степы в Интернете».

http://i-deti.org/video/ Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.

http://www.saferunet.ru/teenager/ Центр безопасного интернета в России: подросткам

https://stepik.org/course/191/  Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса   для школьников 6-9 классов.

NEW  Методическое пособие «Медиаграмотность»
Учебное пособие разработано Донским государственным технологическим университетом, и направлено на формирование и развитие информационной грамотности обучающихся образовательных организаций.

Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Часть 1. Теория

Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Часть 2. Практикум

Для родительского собрания                                                                                                                                                        

Детская безопасность в интернете. Видеообращение эксперта лаборатории Касперского (длительность 4:34)
Почему нельзя общаться с незнакомцами, даже виртуальными? Как реагировать на спам? Что дети ищут в интернете? Расскажите своим детям о правилах поведения в сети.

Настройки безопасности в Skype, Viber и WhatsApp.
Советы от Лаборатории Касперского.

Настройки безопасности в Facebook, Twitter, Tumblr и Pinterest.
Советы от Лаборатории Касперского.

Настройки безопасности в Youtube и Instagram.
Советы от Лаборатории Касперского.

"Дети в Интернете"  брошюра   компании МТС – советы и рекомендации родителям

Безопасный Интернет – детям. Памятка МВД
 
Интернет-мошенничество. Памятка МВД для граждан
 
Брошюра от управления "К" МВД РФ   Управление "К" предупреждает: будьте осторожны и внимательны
 

Методические материалы, советы специалистов                                                                                                                    

http://www.fcprc.ru/projects/internet-safety
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Раздел  "Информационная безопасность": нормативно-правовые материалы, методические материалы, советы специалиста.

http://www.fcprc.ru/projects/cyberbullying
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Твой безопасный кибермаршрут
Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет

http://fcprc.ru/training/webinars/12-17/educational-docs
Учебные материалы: видео-лекции, текстовые материалы

http://fcprc.ru/training/webinars/12-17/method-docs
Методические материалы: презентации, текстовые материалы для педагогов и родителей.

 

Используйте в работе:                                                                                                                                                                              

https://www.edu.yar.ru/azbuka/
Азбука цифрового мира. Увлекательные комиксы, специализированные тренажёры и интересные игры!

http://www.saferunet.ru/
На сайте «Центр безопасного интернета в России» Вы найдете полезную информацию для проведения урока «День медиа-безопасности». Данный сайт рекомендован Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, Организатор сайта – Общественная палата РФ.

http://www.detionline.org/ 
Интерактивная Линия помощи «Дети онлайн» – служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.

https://kids.kaspersky.ru/category/articles/
Информационный сайт Лаборатории Касперского

http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652
Лига безопасного Интернета: уроки безопасного Интернета

https://мвд.рф/Internet_for_kids

Безопасный Интернет – детям. Памятка МВД

https://мвд.рф/document/1910260
Интернет-мошенничество. Памятка МВД для граждан

Брошюра от управления "К" МВД РФ 
Управление "К" предупреждает: будьте осторожны и внимательны

"Дети в Интернете"
брошюра   компании МТС – советы и рекомендации родителям

mobbingu.net
Первый специализированный сайт на русском языке о моббинге/кибермоббинге и буллинге на рабочем месте и в школе.

Страница обновлена 10.01.2022