ПЕДАГОГАМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
Основные угрозы информационной безопасности
Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
- Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
- Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
- Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
- Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
- Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
- аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
- отказы и сбои аппаратуры;
- ошибки в программном обеспечении;
- ошибки в работе персонала;
- помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
- недовольством служащего своей карьерой;
- взяткой;
- любопытством;
- конкурентной борьбой;
- стремлением самоутвердиться любой ценой.
Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:
- квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
- нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
- нарушителю известна информация о принципах работы системы;
- нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.
Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.
Обеспечение информационной безопасности
Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:
1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.
Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:
2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:
- приказ руководителя о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
- должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
- перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
- инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.
5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
Загляните в Информационный раздел сети образовательных учреждений Ярославской области, посвященный безопасной работе в сети Интернет: https://www.edu.yar.ru/safety/index.html
- дистанционный урок "Безопасный Интернет": https://www.edu.yar.ru/safety/dist_uroki/index.html
- возможности сайта "Азбука цифрового мира": https://www.edu.yar.ru/azbuka/
Для классных часов и тематических занятий в младших классах
Тематическое занятие "Социальные сети" в 1-4 классах. Лаборатория Касперского
- Рекомендации по проведению занятия "Основы безопасного общения в социальных сетях"
- Материалы для учителя "Введение в основы безопасного общения в социальных сетях для учащихся младших классов"
- Презентация для занятия
- Рабочий лист для ученика
Тематическое занятие "Информационная безопасность" в 1-4 классах. Лаборатория Касперского.
- "Что такое интернет?" – презентация к занятию
- "Основы интернет-гигиены" – рекомендации по проведению занятия
- Рабочий лист для ученика
- Материал для учителя "Введение в основы цифровой грамотности и гигиены для учащихся младших классов"
Анимированная презентация. Примерный конспект урока.
Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах.
Урок в формате презентации для детей 9-11 лет по вопросам защиты персональных данных
Для организации профилактической работы среди детей и молодежи, связанной с формированием ответственного отношениянесовершеннолетних к персональным данным, Центральным аппаратом Роскомнадзора подготовлены презентации со звуком и встроенной анимацией, которые могут быть использованы для информирования родителей через Электронные дневники, размещения на сайтах, в рамках классных часов, иных обучающих мероприятий со школьниками.
Тест "Что ты знаешь о персональных данных" (8 вопросов)
Портал Персональныеданные.дети
Видеоролик о защите детских персональных данных (длительность 1:27)
Портал Персональныеданные.дети
Полезный и безопасный интернет
Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста. Методическое руководство.
Методическое руководство разработано на основе результатов исследований по проблемам безопасности российских детей и подростков в интернете, осуществленных сотрудниками ФИРО, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет в 2009–2011 гг.
https://www.rubiring.ru/arkadiy-parovozov-somnitelnyie-saytyi/
Мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты"
https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/
Анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на просторах интернета.
Для классных часов и тематических занятий в среднем звене
Тематическое занятие "Социальные сети"
Рекомендации по проведению занятия "Основы безопасного общения в социальных сетях"
- Материалы для учителя "Безопасное использование соцсетей и общение за их пределами для учащихся средних классов"
- Презентация для занятия
- Рабочий лист для ученика
Материалы к уроку "Безопасный Интернет" в средних классах. Лига безопасного Интернета.
- Презентации.
- Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах.
- Программа для тестирования знаний по интернет-безопасности (исполняемый файл в архиве). Файл не требует установки, для использования требуется компьютер под управлением Windows с установленным Microsoft Framework 4.0
Урок-презентация для детей 12-14 лет по вопросам защиты персональных данных
Для организации профилактической работы среди детей и молодежи, связанной с формированием ответственного отношениянесовершеннолетних к персональным данным, Центральным аппаратом Роскомнадзора подготовлены презентации со звуком и встроенной анимацией, которые могут быть использованы для информирования родителей через Электронные дневники, размещения на сайтах, в рамках классных часов, иных обучающих мероприятий со школьниками.
Тест "Что ты знаешь о персональных данных" (8 вопросов)
Портал Персональныеданные.дети
Видеоролик о защите детских персональных данных (длительность 1:27)
Портал Персональныеданные.дети
Онлайн-игра "Выбери меня" (персональные данные)
Портал Персональныеданные.дети
http://i-deti.org/comic/ Комиксы «Приключение Степы в Интернете».
http://i-deti.org/video/ Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.
http://www.saferunet.ru/teenager/ Центр безопасного интернета в России: подросткам
https://stepik.org/course/191/ Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.
NEW Методическое пособие «Медиаграмотность»
Учебное пособие разработано Донским государственным технологическим университетом, и направлено на формирование и развитие информационной грамотности обучающихся образовательных организаций.
Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Часть 1. Теория
Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Часть 2. Практикум
Для родительского собрания
Детская безопасность в интернете. Видеообращение эксперта лаборатории Касперского (длительность 4:34)
Почему нельзя общаться с незнакомцами, даже виртуальными? Как реагировать на спам? Что дети ищут в интернете? Расскажите своим детям о правилах поведения в сети.
Настройки безопасности в Skype, Viber и WhatsApp.
Советы от Лаборатории Касперского.
Настройки безопасности в Facebook, Twitter, Tumblr и Pinterest.
Советы от Лаборатории Касперского.
Настройки безопасности в Youtube и Instagram.
Советы от Лаборатории Касперского.
Безопасный Интернет – детям. Памятка МВД
Методические материалы, советы специалистов
http://www.fcprc.ru/projects/internet-safety
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Раздел "Информационная безопасность": нормативно-правовые материалы, методические материалы, советы специалиста.
http://www.fcprc.ru/projects/cyberbullying
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». Твой безопасный кибермаршрут
Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет
(организатор – ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»,19-22 декабря 2017)
http://fcprc.ru/training/webinars/12-17/educational-docs
Учебные материалы: видео-лекции, текстовые материалы
http://fcprc.ru/training/webinars/12-17/method-docs
Методические материалы: презентации, текстовые материалы для педагогов и родителей.
Используйте в работе:
https://www.edu.yar.ru/azbuka/
Азбука цифрового мира. Увлекательные комиксы, специализированные тренажёры и интересные игры!
http://www.saferunet.ru/
На сайте «Центр безопасного интернета в России» Вы найдете полезную информацию для проведения урока «День медиа-безопасности». Данный сайт рекомендован Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, Организатор сайта – Общественная палата РФ.
http://www.detionline.org/
Интерактивная Линия помощи «Дети онлайн» – служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.
https://kids.kaspersky.ru/category/articles/
Информационный сайт Лаборатории Касперского
http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652
Лига безопасного Интернета: уроки безопасного Интернета
https://мвд.рф/Internet_for_kids
Безопасный Интернет – детям. Памятка МВД
https://мвд.рф/document/1910260
Интернет-мошенничество. Памятка МВД для граждан
Брошюра от управления "К" МВД РФ
Управление "К" предупреждает: будьте осторожны и внимательны
"Дети в Интернете"
брошюра компании МТС – советы и рекомендации родителям
mobbingu.net
Первый специализированный сайт на русском языке о моббинге/кибермоббинге и буллинге на рабочем месте и в школе.